Самотяга

Самотягу в воздушно-газовом тракте определяют как алгебраическую сумму эффекта на различных участках, где положительный знак соответствует движению потока снизу вверх, а отрицательный - сверху вниз. В первом случае самотяга вычисляется как сумма всех сопротивлений тракта, поскольку она способствует движению потока. Во втором случае самотяга создает дополнительное сопротивление движению.

На каждом участке газового тракта (а также на участках воздушного тракта после воздухоподогревателя) в результате различия плотностей атмосферного воздуха и горячего газа возникает самотяга. Ее величину на участке газохода можно определить по формуле hc = H(ρв - ρг) g, где H - высота участка; ρв - плотность наружного атмосферного воздуха; ρг - средняя плотность газов или горячего воздуха на данном участке.

Физическая суть самотяги заключается в том, что подъем газа с начального уровня на некоторую высоту сопровождается опусканием такого же объема воздуха с этой высоты до начального уровня. Затрата работы на подъем газа компенсируется получением работы за счет опускания того же объема воздуха. При равных температурах газа и атмосферного воздуха работа на подъем газа равна работе на опускание воздуха, и результативная работа равна нулю.

В случае, если температура газа выше температуры атмосферного воздуха, а его плотность ниже, чем у воздуха, избыточная работа может быть использована на преодоление сопротивлений движению газа. Соответственно самотяга газового тракта выражается формулой Pc = Lg(Pа - Pг)g, где Lg - высота подъема газа от начального до конечного уровня, м. При движении газа вверх самотяга уменьшает перепад полных давлений, а при движении вниз - увеличивает. При равных плотностях газа и атмосферного воздуха, а также в горизонтальных газоходах самотяга равна нулю.

Котельный завод предлагает промышленные котлы, включая котлы на самотяге, подробные характеристики которых можно найти в каталоге завода.